Советы логопеда
Логопедическая работа в детском саду
В нашем детском саду функционируют две логопедические группы - старшая и подготовительная к школе. В них проводится коррекционная работа по устранению и общего, и фонетико-фонематического недоразвития речи детей.
Комплектование детей с нарушениями речи в логопедические группы проводится после решения психолого - медико-педагогической комиссии.
Дошкольники, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну возрастную группу по сходству уровня речевого недоразвития.
Для работы используются программы и учебно-методические комплекты для детей с нарушением речи, а именно:
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г.А.Каше, Т.Б. Филичева.
2. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи: 6-го года жизни. Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
3. Учим говорить правильно (учебно-методический комплект).
4. Программа логопедической работы в дошкольном учреждении. Авторы: Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева, Л.Б. Баряева.
5. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4 до 7 лет).
6. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (практическое пособие). Часть1 (первый год обучения, старшая группа). Часть 2 (второй год обучения, подготовительная к школе группа). Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
7. Программно – методические материалы для логопедических занятий.
8. Программа работы с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
9. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
10. Речедвигательная ритмика. Составители: А. Я. Мухина, Н. Ю. Михайлова.
Направления работы учителя – логопеда в детском саду:
Логопедическое обследование;
Консультирование родителей;
Развитие неречевых психических функций (внимание, восприятия, памяти, мышления, моторики, зрительно-пространственных навыков);
Развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
Коррекция звукопроизношения у детей;
Развитие лексики и грамматического строя речи;
Развитие связной речи;
Коррекция нарушений чтения и письма;
Подготовка к обучению грамоте;
Развитие мелкой моторики рук.
Коррекционная работа представляет с собой сложную многоступенчатую деятельность. Сложность работы возникает от многих внутренних и внешних факторов влияющих на развитие речи ребенка. Логопат находится под бдительным надзором со стороны логопеда, психолога, медицинского работника, воспитателя, и конечно самих родителей.
Логопед проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Занятия по коррекции речи проводятся в логопедических кабинетах. Они оснащены таким образом, что обеспечивают коррекционную, воспитательную помощь детям с нарушением речи. Занятия проводятся в строго отведенные часы.
Большую роль в работе логопеда играют родители, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребёнка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом. Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. С этой целью проводятся; открытые занятия, консультации, семинары-практикумы, оформляются информационные стенды, папки-передвижки.
Советы логопеда
Очень часто дети, плохо говорящие для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Каким бы утомительным вам это ни казалось, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже родителям.
По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
В детском возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте ребенка наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
Наверное, каждая мама знает, когда у ребенка должны вырасти зубки, когда малыш должен сидеть, а когда сделать первые шаги. А вот когда он должен правильно произносить звуки, к сожалению, задумываются не все и часто спохватываются лишь перед тем, как приходит время оформлять ребенка в школу или в детский сад в лучшем случае.
У детей в возрасте до трех лет существует возрастное косноязычие, когда они неточно воспроизводят звуки. Конечно, родители понимают речь любимого чада с самого младенчества, но крайне важно, чтобы в определенном возрасте произносились определенные звуки:
1-2 года - звуки: А, У, О, И, П, Б, М
2,5 года - звуки: Г, К, X, Й, Ы, Г, К, X
З года - звуки: Ф, С, 3, Т, Д, Н, Ц
4 года - звуки: Ж, Ш, Ч, Щ
5 лет - звуки: Л, Р
Если это не происходит до пяти лет, проблему решить гораздо сложнее и вмешательства специалиста не избежать.
Среди основных нарушений речи выделяют:
- дислалия
- нарушение произношения отдельных звуков (картавый «р», замена «р» на «л» или «ш» на «с»; тогда и получается вместо «рыба» - «лыба», вместо «шишки» - «сыски» и т. п.);
- фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка;
- общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика;
- бедный словарный запас;
- отсутствие связкой речи;
- заикание.
♦ Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.
♦ Помимо произношения звуков обратите внимание на общую структуру речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит предложения, согласовывает ли слова в роде, числе, падеже, правильно ли использует предлоги и союзы. У пятилетнего ребенка уже не должно быть аграмматизмов.
♦ Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос - обратитесь к отоларингологу, т. к. ребенок может оказаться слабослышащим или иметь проблемы с голосовым аппаратом.
♦ Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала.
♦ Если вы хотите, чтобы ребенок занялся изучением второго или третьего иностранного языка, обязательно посоветуйтесь с логопедом и невропатологом. Узнайте, способна ли нервная система вашего ребенка воспринимать такую нагрузку. Начинать изучение первого иностранного языка рекомендуется не раньше 4-х лет.
Помните , что любые нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты речи, исправлять которые бывает очень трудно.
И главное : родители, не забывайте, что ваша речь - образец для подражания.
Значение семейного воспитания в развитии речи детей
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, став взрослым , добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспел в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.
Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.
Ребенку нужно умело и вовремя помочь.
Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь – заслуги, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной речевых нарушений.
Устранить такие дефекты, сформировать, и закрепит, правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут, и учитель-логопед, и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений. И всё- таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.
От вас же, любящие родители, потребуется "совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:
Ребенок должен учиться, играя.
Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.
Обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.
Уважаемые папы и мамы!
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4- 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.
Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей
ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.
Большинство родителей кто раньше, а кто позднее задумываются о том, насколько правильно лепечут их ребятишки, и нет ли отклонения в том, что их дитя немногословно, или неверно выговаривает звуки, а возможно и меняет буквы в словах. Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к врачу в возрасте 2-х лет. И, несмотря, на отсутствие каких-либо патологий в развитии речи, логопед в ДОУ, куда вы будете водить своего ребёнка, будет помогать развитию грамотной и красивой речи.
У малышей годовалого возраста начинается развитие речевого аппарата, в тот момент он говорит первые связные слова, старается выговаривать предложения. Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь. Специалисты советуют первый раз привести ребенка к профессиональному врачу в два года. Можно это сделать как в любой детской поликлинике, так и направиться к частному врачу, специализация которого основана на работе с детьми.
Далее могут проявиться нарушения речи, когда ребенку исполняется от четырех до пяти лет. В это время дети посещают садик, где они постоянно разговаривают друг с другом, перенимая манеры разговора старших. Подействовать на погрешности в произношении смогут всевозможные факторы, начиная от образования неверного прикуса у ребенка и оканчивая его внутренним состоянием и его элементарным «не хочу и не буду» разборчиво говорить звуки. Собственно потому и должен работать профессионал, с большой практикой и опытом.
Роль логопеда в детском саду
Профильный врачдолжен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них.
Специалисту по развитию речи в дошкольном учреждении сделать это достаточно просто, т.к. он следит за детьми, за их повадками, изучает их манеры поведения, проводит персональные беседы, после этого подводит итог о правильном развитии речи малыша.
Но везде ли есть такой врач и входят ли в его обязанности занятия с детьми, у которых не выявлено отклонений?
Ответ однозначный. Такой специалистдолжен быть обязательно в каждом, но, к сожалению, сейчас повсеместно идут сокращения. Во-первых, он проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология с речью (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста должны быть групповые уроки развивающие:
- лексическую и грамматическую стороны речи,
- фонематическое представление,
- мелкую и артикуляционную моторику,
- координацию движения,
- внимание и память.
Перечисляя задачи, которые должен выполнять логопед, можно отметить главные: это выявить детей, у которых нарушено развитие речи, корректировать эти нарушения и делать профилактику появления таких нарушений.
Во многих случаях специалист по коррекции речи в детском саду создает целые логопедические группы, где работает с ними целый день. Группы формируются по назначению врача и только лишь с возраста 5-ти лет. Все врачи начинают вести «Логопедический дневник» и «График индивидуальной работы», куда заносят сведения о результатах работы с детьми. Профессионал работает не только с ребенком в саду, но и дает назначения и родителям и воспитателям, которые они должны выполнять, помогая детям в изучении языка: правильно поставить звуки, развить фразовую речь и общие речевые умения, а также расширить словарный запас.
К окончанию обучения в такой группе ребята дошкольного возраста должны уметь:
- осмысленно читать по слогам;
- читать не просто слова, но и не сложные тексты и предложения;
- распознавать и различать как на слух, так и в произношении все фонемы языка;
- сознательно контролировать, как звучит своя и посторонняя речи;
- последовательно произносить звуки из слова;
- самостоятельно определить его звуковые элементы.
Логопедические занятия
Это уроки по развитию артикуляционного аппарата, реализуются они в виде артикуляционной гимнастики. Достигнуть полноценных движений и конкретных положений органами артикуляционного аппарата, нужных для верного воспроизведения звуков – это основная задача, поставленная для этой специальной гимнастики
Применяют также различные упражнения:
- рот широко открыть - "жарко"
- рот закрыть - "холодно"
- щеки раздуваем
- щеки сдуваем
3. Улыбочка
делаем широкую улыбку разомкнутых губ, при этом зубы стиснуты
4. Дудочка
максимально напрягаем губы и вытягиваем их вперед (зубы сжаты)
5. Чередуйте упражнения:
Вначале улыбочка, затем дудочка, повторяем эти упражнения несколько раз.
6. Замешиваем тесто
- широкая улыбка
- выставляем язык в положении между губами и шлепаем "пя-пя-пя-пя-пя"
- кончик языка прикусываем зубками
по очереди выполняем эти два упражнения
- в улыбке, открываем рот
кончиком языка (словно стрелку на часах) начинаем по очереди передвигать в уголки рта
- закрываем рот
- напрягаем кончик языка и упираем сначала в одну щёк, затем во вторую
с наружной стороны на щеках появляются упругие шарики
- улыбнувшись, открываем рот
- заводим кончик языка по очереди, вначале за верхние зубы, затем опускаемся вниз
10. Вкусное молоко
- в улыбке, открываем рот
- делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу
11. Лошадка-пони
- вытянуть губы
- приоткрыв рот, вытягиваем губы
пытаемся "узким" языком сделать звук цокающих копытами лошади.
Не забываем о развитии моторики
В минувшем столетии прославленная в наше время Мария Монтессори отметила, что существует взаимоотношение между развитием мелких движений руки и детской речью. Она пришла к выводу, что если имеются проблемы с речью, в этом точно повинна мелкая моторика. Уже позднее биологи обнаружили, центры головного мозга человека, которые отвечают за движениями пальцев рук и за речью, размещены крайне близко. И, если мы стараемся развить мелкую моторику, то активизируем и близлежащие зоны мозга, которые отвечают за речь.
Это некоторые примеры упражнений для дошкольников:
1. переливать воду из посудины с узким горлышком в посуду с более широким горлышком (для деток до 2-х лет)
2. При помощи пальцев на руках продемонстрировать изображения всевозможных предметов и фигур. К примеру, поставим две ладони на ребро, приподнимем наверх большие пальцы, при этом делаем волнистые движения – выходит пароход, который плывет на волнах.
В то же время можно рассказывать стишок:
«Пароход плывёт на речке, а коптит он, будто печка»
3. Применяя методику мелкой моторики, можно использовать игры с мозаикой, сортировать пуговицы по цвету, конструкторские игры. Такие занятия могут подойти для детей в возрасте после годика.
4. Научите своего ребенка рвать на кусочки бумагу, элементарно, но и этой премудрости нужно научиться
Врачипомогают справиться с любой речевой проблемой детей. Если у вашего ребенка отмечается задержка речевого развития, значит, это является поводом для обращения к специалисту. Задача взрослых не только заниматься общим развитием, но и вовремя обращать внимание на проблемы в речи ребенка. Ведь от этого во многом будет зависеть последующее развитие как речевое, так и интеллектуальное. Консультация специалиста поможет родителям и ребенку понять, что происходит с его речевым развитием. Указывая на индивидуальные особенности малыша, он подскажет, как грамотно заниматься с ним. Именно логопед сможет рассказать вам про возрастные отличия речи. Своевременное выявление скрытых дефектов поможет избежать проблем в будущем.
В каком возрасте начинают говорить дети?
В среднем уже в 7-8 месяцев ребенок начинает произносить простые слова, такие как «агу – агу», «ма – ма», «ба – ба» и прочее. Немного позже родители уже начинают определять, что от них хочет ребенок, так как речь становится более четкой. Именно в этот период важно обратить внимание на формирование разговорной речи. Правильный подход родителей, использование различных интонаций и модулирование голоса родителей поможет уже в 10-12 месяцев произнести малышу 3-6 слов. В 1 год и 3 месяца к этому словарному запасу прибавится еще 5-6 слов. К двухлетнему возрасту ребенок будет пытаться озвучивать первые словосочетания. А вот в 3 года у ребенка уже заканчивается созревание речевых областей мозга, и он может говорить полноценными осмысленными предложениями.
Если до сих пор этого не произошло, значит, срочно надо заняться вопросом.
Консультация детского логопеда – это правильное решение
Чаще всего, первое знакомство с логопедом происходит, когда ребенок начинает посещать детский сад. В этот период значительно увеличивается количество контактов, речь становится важным инструментом коммуникации. Любые проблемы или сложности в общении, могут привести к серьезным последствиям, таким как замкнутость, повышенная агрессивность, развитие комплексов. Следить за развитием речи нужно, как только ваш малыш начнет произносить первые звуки.
Логопед в детском дошкольном учреждении выполняет большое количество важных функций. Он занимается не только с детьми с дефектами речи, но и с малышами, речь которых на хорошем уровне. Логопедические занятия важны для всех детей без исключения. А все потому, что специалист способен не только выявить скрытые дефекты, но и устранить речевые и психофизические нарушения.
Функции логопеда в детском саду:
1. Наблюдение за детьми, анализ их речи и выявление проблем;
2. Коррекция и профилактика выявленных нарушений;
3. Работа с детьми с дефектами речи (групповая и индивидуальная);
4. Работа с детьми, у которых речь развивается по нормам;
5. Работа с родителями – разъяснение проблем в речи ребенка, его индивидуальных особенностей, назначение коррекционных занятий дома.
Безусловно, консультации детского профессионального врача помогут скорректировать и исправить речь вашего ребенка. Однако не стоит забывать, что без вашей помощи и участия ему будет достаточно сложно добиться успеха. Помните о том, что психологические проблемы и семейные трудности также могут отразиться на речи ребенка. Для того чтобы малыш заговорил, его должно побудить к этому общение с окружающими его людьми. Окружающая обстановка должна быть благожелательной и безопасной.
Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок не выговаривает отдельные буквы или не может правильно составить предложение. Стоит помочь ему научиться. И поможет в этом логопед. Практически во всех детских садах есть группы логопедического профиля, где занимаются дети с подобными проблемами.
Для чего нужны занятия со специалистом?
Именно логопед учит малыша не только правильно произносить звуки, но и воспитывает связную речь, обучает грамотно рассуждать, пересказывать текст, подводить итог. Все это очень важно для дальнейшего обучения в школе.Логопедическая работа идет по следующим направлениям:
- специальный массаж - происходит укрепление или наоборот, расслабление артикуляционных мышц;
- артикуляционная гимнастика - проводится в игровой форме;
- развитие мелкой моторики рук - это необходимо, так как речевые зоны и зоны кистей рук взаимосвязаны;
- развитие фонематического восприятия - умение выделять определенные звуки из потока речи;
- развитие воздушной струи - помогает произносить некоторые звуки (например, «р»);
- развитие фонематического анализа и синтеза - умение определить ударные гласные звуки, разделить слово на слоги, определить количество слов в предложении по схемам;
- постановка определенных звуков, дифференциация с другими схожими звуками;
- развитие грамматической и лексической стороны речи, развитие памяти и внимания.
То есть, этот специалист в детском саду помогает ребенку научиться правильно выговаривать звуки, правильно строить предложение, развивает мелкую моторику, внимание, память и зрительно-пространственную ориентацию.
Как проходит занятие?
В дошкольном учреждении логопедические занятия проводятся индивидуально или в группе. Несмотря на то, что индивидуальные занятия более эффективны, во время групповых занятий дети обычно чувствуют себя комфортнее.Групповые логопедические занятия проводятся с детьми, которые имеют разные отклонения в речевом развитии. В группе обычно 6-8 детей, возраст должен быть одинаковым. В группу набирают детей с одинаковыми речевыми проблемами. На таких занятиях ребят учат связно говорить, накапливать словарный запас.
Индивидуальные занятия проходят с детьми, у которых нарушено произношение отдельных звуков. При помощи игр и упражнений логопед будет исправлять различные дефекты. Причем, логопед использует упражнения для пальцев, музыку, учит правильно распределять дыхание (что актуально для заикающихся детей).
Занятия проходят два раза в неделю по 20-25 минут. Логопед обязательно дает домашние задания малышу. И родители должны каждый день их выполнять. Для этого потребуется зеркало и тетрадь.
Обычно на занятиях применяются следующие упражнения:
- сильно надувать и сдувать щеки;
- плотно закрывать рот и широко его открывать;
- сжимать зубы и напрягать губы;
- стискивать зубы и размыкать губы, широко улыбаясь;
- широко улыбаться, затем кончиком языка двигать по часовой стрелке;
- улыбаясь, выставить язык между губами и сказать «ля-ля-ля», прикусывая кончик языка;
- улыбаться и облизывать верхнюю губу широким языком;
- во время улыбки водить языком вверх и вниз;
- вытягивать губы и делать узкий язык, произнося звук цокающих копыт.
Очень важно, чтобы в дополнение к работе логопеда в детском саду, родители занимались с чадом дома. Делать это надо регулярно. Это поможет быстрее справиться с логопедическими проблемами у ребенка.
Работа логопеда в детском саду.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедом и воспитателем детских дошкольных учреждений неспециального типа.
В нашем детском саду осуществляется необходимая коррекционная помощь по развитию речи детям в возрасте от 5 лет до 7 лет.
Учитель-логопед в течение года проводит обследование речевого развития детей детского сада, достигших 4-х летнего возраста. По результатам обследования формируется предварительный списочный состав детей для коррекционной работы.
Основными задачами работы логопеда являются:
своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
развитие артикуляционного аппарата малыша – подготовка к постановке звуков;
коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
предупреждение нарушений устной и письменной речи;
развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление;
пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей детей;
воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;
оказание консультативной помощи родителям и педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений.
В работе используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, отгадывание загадок и договаривание слов, проговаривание чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, потешек, считалок, составление схем слов, игры со словом, обводку и раскрашивание, сопровождение речи движением. Используются игровые приемы, рисование, художественное слово и другие виды деятельности и средства, побуждающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.
В отличие от специализированного ДОУ, задача коррекции речи является дополнительной. Это обуславливает некоторую специфику работы. В расписании детей нет времени специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной программы.
Это полезно знать!Важное значение в работе по исправлению недостатков произношения имеет контакт логопеда и воспитателей с родителями. Успех в логопедической работе зависит и от правильного воспитания детей в семье.
Что же для этого необходимо:
1.Создать в семье здоровую спокойную обстановку.
2.Нормализовать режим дня ребёнка.
3.Тщательно и многократно отрабатывать задания логопеда.
4.Обязательно закреплять все задания, полученные в детском саду.
5.Содержать тетрадь для индивидуальных занятий в порядке, в понедельник приносить её в д/с.
6.Заниматься с ребёнком дома следует тому, кто сам хорошо говорит.
7.Следить в быту за речью детей, исправлять ошибки надо тактично.
8.Не следует повторять ошибки, лучше неоднократно произнести правильную форму.
При проведении домашних занятий родители должны помнить:
1.Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
2.Занятия с ребёнком следует проводить ежедневно или через день
3.Необходимо посадить ребёнка перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата.
4.Все упражнения выполнять естественно, без напряжений.
5.Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый.
6.У ребёнка не всегда может хорошо получиться, порой это может вызвать отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному, указав, что когда-то это тоже не получалось.
Родителям необходимо запастись терпением на время занятий с ребёнком, тон речи родителей должен быть спокойный, доброжелательный. Эффекта от занятий не будет, если родители будут кричать на ребёнка, понукать, принуждать.
Логопед советует:
развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
использовать упражнения для развития мелкой моторики.
при заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.
Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители.
Уважаемые родители, помните: то, что Вы иногда принимаете за «детскую речь», на самом деле может быть серьезным речевым дефектом. Мы считаем, что Вы должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную. Родители должны видеть проблемы ребенка и помогать их разрешить.
К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к этому вопросу:
1. Пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендуемых в детском саду занятий.
2. Завышенные требования к качеству речи ребенка.
Для решения этой проблемы нами предпринимаются следующие меры:
ведение индивидуальных тетрадей;
индивидуальные консультации.
Уважаемые родители, Ваше участие в жизни малыша не только дома, но и в дошкольном учреждении поможет Вам:
преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
относиться к ребенку как к равному;
знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей