Женщина, впервые ставшая матерью, старается как можно больше узнать о том, как должен развиваться малыш. Итак, что должен уметь ребенок в 1 месяц и как помочь ему усовершенствовать свои навыки? Следует учитывать, что кроха в этот период очень много спит и плачет, поэтому заниматься с ним необходимо в те непродолжительные моменты, когда он весел и бодрствует.
Основные физические навыки маленького человечка
Малыши уже очень активно двигают ручками и ножками. Теперь их в пеленках не удержать, поэтому переходите на удобные боди. Хотя эти движения пока не отличаются координацией, совсем скоро все изменится. Есть крохи, которые уже пытаются самостоятельно приподнять голову и попу, когда лежат на животике. Попробуйте подставить малютке под пяточки ладонь, он будет очень стараться от нее оттолкнуться. Иногда это получается.
Некоторые малыши уже к середине первого месяца жизни могут немного удерживать головку в то время, когда их носят на руках. Но постарайтесь все время держать руку на затылке крохи. Его мышцы еще слишком слабы.
К месяцу у малышей достаточно хорошо развивается зрение, а взгляд становится более осмысленным и, как говорят многие молодые мамы, «умненьким». Крохи уже могут реагировать на то, как перед ними изменяются картинки, следят за перемещением вещей, людей и предметов в пространстве. К середине (чаще всего) первого месяца жизни, малютка уже очень хорошо фокусирует взгляд на близких ему людях.
Как обстоит дело с развитием слуха? Кроха прекрасно узнает мамин голос и старается «отвечать». Такие звуки обычно именуют «лепетом», но многие малыши вполне отчетливо «агукают». Иногда они могут «сказать» целое предложение. Постарайтесь разговаривать с крохой, это очень полезно для развития.
Эмоции «бьют через край»
Молодые мамы должны быть готовы к тому, что основной способ, которым умеет «общаться» ребенок в таком нежном возрасте – громкий плач. Только так он может «сказать» о том, что ему некомфортно в мокром подгузнике, он голоден или замерз. Педиатры подсчитали, что кроха в этом возрасте может плакать до трех часов в сутки. Это – норма. Постепенно вы начнете понимать, что именно необходимо малышу, когда появляются слезы. Могут ли они насторожить родителей? Обращаться к врачу следует в том случае, если плач продолжается более трех-четырех часов или переходит в настоящую истерику.
Малыши в этом возрасте уже умеют осмысленно улыбаться, узнавая родных или получая любимую погремушку. Некоторые от радости издают непонятные, но очень смешные звуки. Многие родители записывают такие моменты на видео. Чтобы развивать позитивные эмоции, старайтесь как можно чаще улыбаться крохе и говорить ему ласковые слова. Может ли малютка злиться? Да, и эта эмоция выражается в плаче.
Помогаем крохе осваивать свои умения
Не следует думать, что детей нужно начинать воспитывать с какого-то определенного возраста. Развитием ребенка нужно заниматься практически с самого рождения. Естественно, кроха в возрасте одного месяца не совершит каких-то «подвигов». Но если вы поможете ему в усвоении навыков, то он будет развиваться гораздо быстрее.
Чтобы малыш поменьше плакал, постарайтесь, чтобы он как можно чаще чувствовал ваше присутствие. Нет, постоянно носить его на руках не стоит, кроха просто должен ощущать вас и слушать биение вашего сердца. Положите его рядом с собой, предварительно устранив причину слез (переоденьте, накормите и т. д.).
Для поступательного развития малыша очень важен тактильный контакт с мамой. Делайте ему массаж, переодевая, поглаживайте или легонько похлопывайте. Такие действия всегда будут вызывают исключительно положительные эмоции. Кроха тотчас же заулыбается и начнет «гулить».
Чтобы у малютки развивался слух, пойте ему песенки и постоянно разговаривайте с ним. Это не только позволит ему сконцентрироваться на вашем голосе и быстрее его запомнить. Подобные «забавы» вызывают у маленьких детей исключительно положительные эмоции.
Как правильно развивать зрение? Обязательно купите яркие и достаточно крупные игрушки. Постоянно показывайте их малютке, меняя цвета и положение. Очень хорошо развивают зрение и слух «карусельки» (мобили), которые подвешиваются над кроваткой или люлькой. Иногда они оснащаются не только подвесками-игрушками и музыкой, но и лампочками. Это еще больше привлекает внимание малыша.
В таком нежном возрасте малыши очень много спят, а их режим не зависит от дня и ночи. Уже с первого месяца жизни начинайте потихоньку приучать кроху побольше бодрствовать в светлое время суток. Как это сделать? Поиграйте с ним, спойте песенку. Вводить ограничения нужно постепенно, иначе малютка будет нервничать. Уже с первого месяца многие мамы стараются упорядочить режим кормления. Стоит ли это делать – решать лишь вам.
В возрасте двух месяцев у младенца начинается “время открытий”. Буквально с каждым днем кроха из полностью зависимого от мамы новорожденного превращается в активного грудничка, интересующегося всем происходящим вокруг. Родителям важно знать, каким должно быть развитие ребенка в 2 месяца, какие умения и навыки будут появляться в этот период, чтобы определить правильный ритм развития своего малыша.
Рост и развитие двухмесячного ребенка
За второй месяц жизни малыш становится тяжелее в среднем на 800 г, и длиннее на 3 см. Темпы увеличения окружности головы первые 8-12 недель жизни держатся на высоком уровне, и в конце второго месяца данный показатель может варьироваться от 38,2 до 40,1 см. По мере роста черепа размеры родничков соответственно сокращаются; малый задний родничок должен полностью закрыться уже ко 2-3 месяцу.
На заметку! Взвешивать двухмесячного ребенка лучше всего в одни и те же часы, желательно по утрам. Данные вечерних и утренних обследований сравнивать нельзя: по наблюдениям педиатров, вечером вес может увеличиваться.
В два месяца малыш выглядит круглощеким, полненьким по телосложению. Но с каждым днем активность ребенка растет, он начинает более активно двигать ножками и ручками. Мышцы укрепятся, и жировая прослойка будет истончаться. Кости грудничка также стремительно растут, тело и конечности удлиняются. К окончанию месяца младенец будет выглядеть стройнее и выше, чем в его начале.
Физическое развитие двухмесячного ребенка имеет некоторые особенности:
- Волосяной покров к 2 месяцам жизни начинает меняться – пушковые волосы выпадают, а на их месте вырастают луковичные.
- Начиная с данного возраста у младенца увеличивается болевая чувствительность. Также грудничок более остро реагирует на любого рода дискомфорт, будь то голод или мокрые пеленки.
- Двухмесячный ребенок неосознанно способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует улыбкой или замирает; на вторые – чихает или корчит гримасу.
- Зрение крохи развивается и совершенствуется. Он уже может распознавать предметы окружения (соску, бутылочку с молоком). Когда ребенок бодрствует, он останавливает свой взгляд на игрушках, расположенных перед ним или сбоку от него, особенно внимание грудничка привлекают яркие предметы. Продолжительность зрительного сосредоточения младенца может быть 5-7 минут.
- Иногда малыш рождается с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, которые в период новорожденности отчетливо видны. Ко втором месяцу они постепенно начинают бледнеть, а спустя еще полгода практически бесследно исчезают.
Обратите внимание! Если сосудистые пятна сохраняются более длительное время, чаще всего это говорит о том, что у ребенка имеются нарушения мозгового кровообращения.
Двигательная активность и эмоциональное развитие
Начиная со 2-го месяца у грудничка уменьшается тонус сгибателей ног и рук, а объем спонтанных движений, наоборот, увеличивается. Если малыш лежит на боку, то можно заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в первые недели жизни (период новорожденности).
Большая часть малышей к двум месяцам умеет следующее:
- подносить руку ко рту, сосать пальчики;
- не менее 10 секунд удерживать вложенный в руку предмет;
- отводить рукой висящие впереди игрушки, отпихивать их от себя;
- некоторое время способны держать голову на весу;
- лежа на животе приподнимать грудку на несколько секунд;
- тереть кулачком глаза и носик;
- прислушиваться к голосам взрослых.
Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам. Все, что можно пощупать, схватить ладошкой, не пройдет мимо его внимания. К середине второго месяца грудничок активно цепляется за все вокруг: мнет мамин журнал, простыни, хватает за пальцы взрослых и пытается сорвать игрушки с развивающего коврика.
Маленькие достижения в 2 месяца жизни
Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот вопрос волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, крепнет и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже довольно хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немного подержит, а потом уронит. Ребенок в два месяца следит взглядом за тем, что движется, но только при условии, что предмет наблюдения достаточно крупный. Малыш может понять, откуда доносятся звук, и с любопытством повернет голову к его источнику.
Что еще умеет делать двухмесячный грудничок:
- чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
- услышав звук, взглядом и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
- видит не только очертания предметов, может замечать детали;
- учится привлекать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
- пугается, если слышит чей-то громкий голос, чихание или громкий бытовой прибор.
В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных врачами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.
Речь | Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Появляются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, например “г-г-г”, “к-к-к”. |
Слух | Услышав звук, поворачивает голову в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От внезапно появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже вздрагивает. |
Зрение | С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися предметами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов. |
Эмоции | Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторону голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым. |
Моторика | Пытается удерживать вложенные в руку маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен удержать некоторое время голову; если становится тяжело – опускает, но через время поднимает вновь. |
Видео о развитии ребенка от одного до двух месяцев:
Примерный режим дня в 2 месяца
В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.
Питание
В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки. Для этого мама может пользоваться расчетом: с 2 до 4 месяцев это количество составляет 1/6 от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, можно узнать приблизительный объем питания на одно кормление.
Купание
Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба. Нужную температуру воды следует измерять специальным термометром, она должна быть не менее 36-37ºС. Также следует поддерживать правильную температуру в помещении, где проводится купание младенца (23-24ºС).
Двухмесячному ребенку необходимо как минимум три-четыре дневных сна. Распорядок дня может меняться в зависимости от кормления, и от того, как рано кроха встает утром. Один из вариантов режима может выглядеть таким образом:
Пробуждение, утренний туалет, кормление | 8.00-8.30 |
Бодрствование | 8.00-9.30 |
Первый дневной сон | 9.30-11.30 |
Кормление | 11.30 |
Бодрствование | 11.30-12.30 |
Второй дневной сон | 12.30-15.00 |
Кормление | 15.00 |
Бодрствование | 16.00-16.30 |
Третий дневной сон | 16.30-18.30 |
Кормление | 19.30 |
Бодрствование | 19.30-20.30 |
Купание | 20.30 |
Ночной сон | 21.00-8.00 |
*Первое ночное кормление | 22.00 |
*Второе ночное кормление | 01.30 или 03.00 |
Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.
Физическое развитие грудничка нужно ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:
- Обеспечить ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне зависимости от времени года и погодных условий.
- Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы младенец развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное время;
- Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка догола во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать продолжительность воздушных ванн до 10-15 минут;
- Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку предметы с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
- Делать легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам и ладоням младенца.
Всестороннее развитие 2-месячного малыша
Общение и контакт
Общение пронизывает ребенка с первых дней жизни. Ни в коем случае оно не должно быть эпизодическим. Обращайтесь к своему малышу по имени, разговаривайте с ним ласковыми интонациями. Младенцам нравится, когда мама воспроизводит звуки из его “репертуара”. Вы и не заметите, как ваш несмышленый грудничок будет продолжать с вами “разговор”, отвечая вам гулением.
Улыбка и игра
Все свои действия, которые направлены на уход за ребенком, сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку вашего малыша. Когда кроха будет в хорошем настроении и развеселится, смейтесь и забавьтесь вместе с ним. Дарите ребенку эмоциональное общение, оно бесценно. Носите на руках, покачивайте, рассказывайте сказки-потешки. В два месяца грудничок любознателен и будет с интересом наблюдать за вашими действиями.
Положительные эмоции
Выражайте любовь к своему малышу, даже если вам кажется, что он еще слишком мал и ничего не понимает. Прикасайтесь к ребенку, – грудничку доставляет неимоверное удовольствие поглаживание его мамой по спинке, перебирание пальчиков, . Не забывайте при этом смотреть в глаза крохе, старайтесь продлить контакт взглядов как можно дольше.
Правильные игрушки
В первые месяцы жизни ребенку не важны мелкие детали. Сейчас для него лучшими игрушками будут яркие предметы-подвески (мобиль, мягкие игрушки или погремушки) с четкими очертаниями. Для того, чтобы малыш учился фокусировать на них взгляд, их стоит разместить на расстоянии 30-40 см от ребенка, подвесив в коляске или кроватке. Первое время кроха будет наблюдать за ними, но настанет момент, и ребенок потянется к ним, чтобы попробовать схватить. Приближая и отдаляя игрушки, тренируются мышцы глаз.
Гимнастика
Легкая физическая нагрузка поможет ребенку расти здоровым и крепким. На этом пункте остановимся более подробно. Представляем видео о том, как необходимо правильно делать массаж и гимнастику для 2-х месячных малышей:
Выполнять упражнения лучше всего по утрам, через час-два после первого “завтрака”. Обхватите ручки ребенка своими ладонями, и легко, без усилий, расставьте ручки малыша в стороны. Затем сложите кулачки на груди. Сопровождайте гимнастику счётом до четырех, или веселой песенкой.
Также полезно с 2 месяцев делать упражнение “Велосипед”. Малыша нужно взять за голени и поочередно прижимать согнутые в коленях ножки к груди, а затем выпрямлять их. Упражнение помогает справиться с коликами, и активно укрепляет мышцы ног.
На заметку! Важно, чтобы занятия были регулярными и проходили каждый день. Но если крохе нездоровится или он перенес плановую прививку, то с физическими упражнениями лучше повременить.
Екатерина Ракитина
Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия
Время на чтение: 5 минут
А А
Последнее обновление статьи: 02.07.2019
Не расстраивайтесь, если ваш малыш не умеет что-либо из перечисленного ниже. Некоторые дети развиваются быстрее, другие медленнее. Это среднестатистические показатели того, что должен уметь годовалый ребенок. Это нормально, если ребенок немного отстает от норм для своего возраста.
Что должен уметь ребенок в 1 год? Запомните, ребенок никому ничего не должен. Он развивается так, как заложено его природой. Попробуйте позаниматься с ним, больше уделяйте времени познавательным и развивающим полезным занятиям. И не делайте поспешных выводов. Альберт Эйнштейн заговорил в три года, и в своем детстве далеко не был похож на вундеркинда. Так что предоставленная информация ниже никак не должна повлиять на ваше мнение о ребенке.
Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?
- говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
- ходить без посторонней помощи;
- менять поведение при разных людях;
- делать самостоятельные поступки;
- ярко выражать отрицательные эмоции;
- складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
- делать из пластилина колбаски или лепешки;
- проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
- комментировать происходящее при рисовании;
- откусывать и пережевывать твердую еду;
- самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
- приседать, вставать самостоятельно на ноги;
- залезать на диван и слазить с него;
- открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
- имитировать поведение взрослых – кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
- открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
- эмоционально показывать различные чувства;
- реагировать на музыку;
- имитировать речь взрослых;
- махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
- различать и указывать на предметы;
- делать гримасы.
Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.
В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным – ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.
Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.
Проявление упрямства
Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает на своем. Если на него не реагируют, он может падать на пол, топать ножками, пищать.
Следует простить малышу такую истерию и помочь научиться справляться со своими эмоциями. Если он этому не научится с вашей помощью, в дальнейшем у него могут появиться проблемы со здоровьем.
Когда ребенок себя ведет таким образом, попытайтесь ему объяснить, что поняли чего он хотел, постарайтесь успокоить, покачать. Когда у малыша снова появиться настроение, вернитесь к произошедшей ситуации и проясните что не так и почему его поведение было неприемлемым. Так вы сможете научиться преодолеть с ребенком его эмоциональные кризисы и переходные периоды.
Старайтесь давать малышу возможность проявлять самостоятельность, делать выбор.
Например, вы знаете, что оденете ребенка быстрее или спешите, но позвольте ему хотя бы натянуть шапочку или носок. Предоставляйте возможность чаду выбирать одежду, которую он сегодня хочет одеть. Спрашивайте, куда ему хочется пойти или как поиграть. Предложите выбрать обед. Эти простенькие самостоятельные решения помогут ему понять, что он важен и с ним считаются. Он будет развиваться в своей самостоятельности.
Не нужно принуждать малыша делать то, что он не хочет делать. В рамках разумного.
Например, не нужно заставлять рисовать, складывать кубики, если он этим заниматься сейчас не хочет. Пользы от подобного принуждения нет, а ребенок может психологически пострадать от насилия родителей.
В годик дети ходят без посторонней помощи. Они очень любят вещи, которые можно катать перед собой. Это может быть коляска, например.
Если чадо не ходит вообще, не нужно огорчаться. Стоит уделить больше времени для гимнастики с массажем. Довольно скоро он начнет ходить.
Испытание на выносливость для мамы
Одним из его прогрессов является умение проявлять себя по-разному при разных людях. И чем ближе к нему человек, тем он больше капризничает и балуется. С чужими людьми он самый воспитанный и скромный ребенок.
Когда рядом мама, крошечка дерется, балуется, топает ножками, выплевывает еду. Маме может показаться, что он испытывает ее любовь на прочность.
Действительно, ребенку важно убедиться, что мама его будет любить всяким.
И чем раньше он это поймет, тем меньше будет вредничать. Если мама неадекватно реагирует на такое баловство – поведение чада только усугубиться.
В годик в рацион крохи уже могут быть введены почты все продукты.
Но необходим запрет на сладкое, острое, приправы, помидоры, обычный творог, колбасные изделия.
Радует то, что ребенок с ловкостью держит ложку с вилкой, умеет ими орудовать. Привычные бутылочки с соской можно сменить на чашечки или поильники. Хотя бы дома.
Игры для развития годовалого ребенка
Толкание – игры на уверенность и координацию
В годик деткам нравится умение толкать предметы. Они любят следить за движением, им по нраву, что это они заставляют эти вещи двигаться. Игровое толкание дает детям ощущение власти и собственную силы. Это прекрасный метод воспитания уверенности и развитие детской координации.
Можно взять пару вещей, которые легко толкаются. Это могут быть всякие игрушки, машинки. На счет три толкайте ее и мотивируйте сделать то же самое ребенка. Когда малыш будет постоянно повторять этот счет, значит ему понравилось так играть.
Забота – как воспитать ласкового ребенка
Чтобы ребенок рос ласковым, поиграйте в такую игру. Сев на пол, разложите вокруг малыша его мягенькие игрушки. Из них возьмите одну, приласкайте, покачайте, поговорите с ней ласково, сделайте ей парочку комплиментов. Потом также нежно поласкайте ребенка. Потом какую-нибудь из игрушек отдайте ребенку и попросите ее погладить. Продолжайте так играть, пока ему не надоест. Потом вы увидите как ребенок начнет в нее играть сам. Так вы прививаете умение проявлять любовь к остальным.
Пищалки – творческие игры
Попробуйте тонким голосом перепеть любимые песни. Возьмите его на руки, спойте песенку обычным тоном, затем тонким голосом. Внимание ребенка будет выше во второй раз. Если тонким голосом говорить слова, ребенок больше концентрируется на них.
Бум!
Посадите чадо на коленки к себе личиком. На счет: один…-три-бум осторожно прислоните его лобиком к себе. После на тот же счет прислоните его носик, и с каждым таким разом прижимайте новую часть тела.
Доверие и любовь
Возьмите кроху на ручки и, укачивая, напойте колыбельную либо другую успокаивающую песенку по типу «Баюшки». Подобные движения кроху будут успокаивать и укрепят доверительные связи между вами. В конце песенки обязательно прижмите его к себе крепко и поцелуйте.
Попасть в отверстие – развитие мелкой моторики и ловкости
Нужен сосуд с большой горловиной, либо даже кастрюля. Дайте ребенку предметы засовывать туда. И каждый раз выбирайте посудину с более узким горлышком, пока не дойдете до пластиковой бутылки. Привязываете предмет на ниточку длиной двадцать сантиметров, и показывайте ребенку как можно засовывать и высовывать предмет в бутылку и из нее. В таком упражнении вы развиваете мелкую моторику рук ребенка, а также ловкость, зоркость.
Можно купить что-нибудь наподобие в магазине – к примеру, настольную рыбалку, где с помощью магнита можно ловить рыбок на удочку. Но если сделать такую игрушку своими руками, то можно, во-первых, проявить фантазию, а во-вторых, периодически модернизировать ее, чтобы игра ребенку не наскучила.
Все дети индивидуальны, не забывайте об этом! Не подстраивайте дитя под общие шаблоны, воспитывайте личность.
Читайте далее:
Первый год жизни малыша обычно для родителей пролетает в один миг – не успели они принести из роддома трогательный кулечек, как уже по дому быстро бегает маленький человечек, со своим характером и привычками. По мнению психологов – к году у ребенка формируется не только важнейшие черты характера, но закладывается основа его отношения к миру, окружающим людям и себе. Большинство родителей вполне согласны с этими выводами – за первый год жизни малыш не только в 3-4 раза увеличивает свой вес, но и учиться сидеть, ходить, есть твердую пищу и еще множеству вещей.
В 1 год малыши последний раз приходят на ежемесячный осмотр, проходят медосмотр у узких специалистов и прощаются с детской поликлиникой на ближайшие несколько месяцев. Вот только ожидания родителей от такого осмотра часто остаются неоправданными – педиатр оценивает только рост и вес ребенка, а невропатолог редко тратит время на доскональную оценку физического и нервно-психического развития. Чтобы не волноваться, правильно ли развивается ваш малыш, можно ознакомиться со специальными таблицами, в которых подробно рассказывается, что должен уметь ребенок в 1 год. Вот основные критерии оценки развития ребенка в этом возрасте.
Физическое развитие ребенка
К году вес ребенка достигает 10-12 кг, за месяц он прибавляет примерно 200-300 гр, а его рост увеличивается на 1-2 см, так что в 1 год нормальным считается рост ребенка от 70 см, в среднем – 72-75 см.
Большой родничок к этому возрасту должен полностью закрыться, а во рту появиться первые зубы – от 2 до 12, если зубов все еще нет или их прорезание замедлено, стоит пересмотреть рацион питания ребенка, возможно, ему не хватает кальция, фосфора или нужно увеличить дозу витамина Д3.
Новогодний видео-рецепт
:
Большинство детей в возрасте 1 года могут самостоятельно вставать, садиться, стоять и ходить, придерживаясь за опору , многие уже ходят самостоятельно и даже бегают, другие все еще ползают или предпочитают ходить только с поддержкой взрослых. Но родителям активно передвигающегося малыша, ни в коем случае, нельзя заставлять его много ходить, особенно на улице – хождение по ровному асфальту, как ни странно, сильно напрягает мышцы ног – из-за ровной поверхности все время работают одни и те же мышцы, что может привести к их переутомлению, а в самых тяжелых случаях — слабые косточки малыша не выдерживают нагрузки и ножки могут искривиться.
К первому дню рождения движения ребенка становятся гораздо более скоординированными, он катает перед собой каталку или коляску, может подниматься по ступенькам, залазит на диваны, столы и стулья и активно изучает все предметы, попадающие в его поле зрения.
В этом возрасте дети обычно предпочитают игрушки, которые издают какие-то звуки, когда на них нажимаешь, различные модели на колесиках или развивающие игрушки – пирамидки, пасочки, кольца, которые можно нанизывать на веревку и тому подобное.
Малыш умеет брать предметы одной и двумя руками, носить игрушки в руках, перекладывать их из одной руки в другую , катать машинки и мячики, надевать кольца на пирамидку, складывать пасочки, сжимать игрушки, чтобы они пищали, бросать предметы прицельно на пол, а также ломать все интересные предметы и изучать их на вкус. Не стоит сердиться на годовалого ребенка, если он ломает и бросает игрушки и какие-то предметы обихода на пол, он еще не понимает результата своих действий, а с помощью таких «варварских» методов изучает строение предметов и законы физики, например, если бросить стакан с водой на пол, вода разольется, а стакан разобьется. В то же время оставлять такие действия без внимания нельзя, нужно спокойно объяснить малышу, что игрушки могут поломаться и его поведение вас очень огорчает. А чтобы избежать повторения подобных ситуаций в будущем и оградить ребенка от травм и повреждений, нужно убрать все опасные, ценные или бьющиеся предметы из пределов досягаемости ребенка. Причем нужно помнить – годовасики отлично лазают и могут забраться куда угодно – на подоконник, стол, шкаф и дотянуться до верхних полок и ручек, подставив стул. Так что – освобождайте подоконники от электрочайников и микроволновок, закрывайте дверцы посудного шкафа на замок и никогда не оставляйте открытыми окна и аптечки.
Нервно-психическое развитие ребенка
В год в развитии ребенка происходит очередной скачок и первый возрастной кризис – он уже чувствует себя вполне самостоятельным, пытается во всем подражать родителем и отчаянно отстаивают свои права. В этом возрасте родители радуются первым серьезным достижениям ребенка: он начинает ходить, разговаривать, пытается самостоятельно одеваться, начинает проситься на горшок и доводит родителей до белого каления истериками и капризами.
К концу первого года жизни малыш должен понимать обращенную к нему речь, выполнять простейшие ежедневные действия – пытаться есть ложкой, умываться, надевать одежду; знать назначение всех предметов обихода, отвечать на речь взрослых первыми словами или набором звуков, которые имеют для ребенка значение.
Не менее важна «подражательная» деятельность ребенка, годовасик должен стремиться участвовать во всех событиях, происходящих в жизни окружающих, «забивать» с папой гвоздь, «готовить» суп вместе с мамой или пытаться «вязать» вместе с бабушкой.
К году малыш охотно выполняет просьбы взрослых, реагирует на их тон, когда они обращаются к нему, знает значение слов «можно» и «нельзя» и умеет выражать свое эмоции смехом, криками, жестикулированием или выражением лица.
В этом возрасте дети должны учиться контролировать свои естественные навыки, не нужно прислушиваться к рекомендациям зарубежных производителей одноразовых подгузников и держать малышей в памперсах до 2-3-х лет. В 1 год дети уже понимают связь между мокрыми штанишками и собственными потребностями , так что откладывать приучение к горшку на более поздний возраст не стоит. Конечно, требовать от годовалого ребенка, чтобы он всегда оставался сухим, глупо и нереально, а чрезмерно настойчивое приучение к горшку может вызвать отвращение и негативную реакцию у ребенка. Достаточно того чтобы малыш знал, зачем нужен горшок, и во время бодрствования словами или поведением показывал, что ему нужно в туалет.
Еще одно изменение в поведении годовалых детей большинству родителей активно не нравится – теперь малыши крайне негативно реагируют на любые запреты и ограничения – истерический плач, крики, попытки упасть на пол и побиться об него головой, ногами и руками, все это не понаслышке знакомо большинству молодых мам и пап. Причем успокоить и заставить замолчать ребенка не так уж просто, а такие «представления» в магазинах или людных местах производят не самое лучшее впечатление на окружающих.
Из-за особенностей незрелой детской нервной системы самостоятельно успокоиться ребенок чаще всего не может, так что родителям предстоит проявить много терпения и такта, одновременно помогая малышу успокоиться и продолжая настаивать на своих требованиях, иначе такие истерики войдут в привычку и станут отличным рычагов давления на них в будущем.
К основным навыкам годовалого ребенка можно отнести:
- Умение вставать, стоять и ходить с опорой;
- Пить из чашки и есть с ложки с помощью взрослого;
- Понимание большинства слов взрослых, выполнение простейших просьб и указаний;
- Попытки подражать взрослым в их повседневной деятельности;
- Знать значение слов «нельзя» и «можно»;
- Выражать свои эмоции с помощью звуков, плача или улыбки;
- Узнавать не только ближайших родственников, но и людей, которых часто видит;
- Узнавать по картинкам животных, игрушки, предметы обихода.
Маленькая «леди» или годовалый «джентльмен»
К первому серьезному юбилею в жизни ребенка отличия между маленькими мальчиками и девочками уже становятся достаточно заметными. Мальчики немного выше и тяжелее – в среднем на 500-600 гр и 2-4 см, девочки же гораздо эмоциональнее и развиваются немного быстрее.
Так годовая девочка обычно уже любит яркие платья и украшения, проявляет любовь к своим пупсам и мишкам, любит танцевать с мамой и сидеть на руках у папы, а мальчики в этом возрасте предпочитают все время проводить на полу, что-то изучать и ломать игрушки. А их предпочтения в игрушках – это машинки, разные «стучалки» и так далее. В этом возрасте они уже могут активно уворачиваться от слишком жарких объятий и поцелуев, и пытаться все сделать самостоятельно. А вот в плане капризов и истерик и мальчики и девочки примерно одинаково действуют на нервы своих родителей, здесь все зависит от темперамента ребенка и особенностей воспитания.
В первые месяцы жизни ребёнок активно развивается. Каждый день родители отмечают новые особенности в поведении крохи, навыки и умения.
Конечно, все дети разные, и было бы неправильным сравнивать физическое, эмоциональное и психическое состояние ребёнка с таблицами и графиками развития по месяцам, которых существует большое количество (к слову сказать, все они довольно сильно отличаются друг от друга).
Однако родителям следует знать основные критерии развития ребенка по месяцам, чтобы, наблюдая за своим малышом, не пропустить важных изменений и рассказать о них своему лечащему врачу.
Как оценить развитие ребенка?
Самыми важными показателями являются физические параметры:1. Вес.
Это один из главных показателей в первые месяцы жизни грудничка, поскольку по нему можно судить, хватает ли молока или смеси. Конечно, набирают вес дети по-разному, это зависит от наследственности, типа кормления, исходного здоровья. Но в среднем масса тела малыша в первые месяцы жизни увеличивается на 700-800 г, а к 6 месяцам - в два, к году - в три раза.
2. Рост грудничка, окружность грудной клетки и головы.
Эти показатели не менее важны, чем вес: не зря при ежемесячном посещении педиатра младенца взвешивают и измеряют. В среднем за год рост малыша увеличивается на 25 см: первые шесть месяцев он прибавляет по два-три сантиметра, а после шести месяцев прирост идет по 1-2 см.
3. Двигательная активность, навыки.
По тому, как ребёнок держит голову, переворачивается, встает на ножки, ползает, начинает говорить можно также судить о его развитии. Каждый малыш индивидуален, конечно. Однако усредненные сроки развития двигательной активности нужно знать, чтобы в случае отклонений от норм обратиться вовремя к педиатру или неврологу.
4. Зубы.
Первые зубы начинают появляться ближе к 6 месяцам. К году ребенок может обладать уже 8 зубами, однако есть младенцы, у которых в этом возрасте всего пара резцов, а есть те, у которых первый зубик показывается уже в 2 месяца.
Иногда пользуются формулой для определения количества зубов: возраст в месяцах минус 4 (начиная с полугода). Но не всегда результаты вычислений объективны.Эмоционально-психическое развитие малыша не менее важно для оценки его развития.
1.Речь
К концу первого месяца кроха начинает гулить, а по мере развития появляется умение лепетать, произносить слоги. В концу первого года жизни ребёнок может произносить до десяти слов.
2. Эмоции и общение.
По тому, как младенец реагирует на родителей, игрушки, смену обстановки и прочее также можно судить о том, как он развивается.
3. Движения и игры.
Захват игрушек, мелких предметов, игры с бумагой - важный критерий, по которому врачи определяют, нормально ли развивается кроха.
Ниже приведена таблица с усредненными показателями нормального развития малыша. Не следует паниковать, если ваш ребенок в своем возрасте чего-то не умеет: все дети разные, и развиваются по-разному.
Развитие ребёнка в 1 месяц.
Новорожденный в первые нежели своей жизни ещё ничего не умеет, однако у него прекрасно развиты сосательный, хватательный, глотательный, поисковый, плавательный рефлексы.
Они безусловные, со временем некоторые исчезают - это тщательно проверяется врачами при ежемесячном посещении поликлиники. На раздражители (холод, жару, мокрый подгузник) и голод кроха реагирует недовольным кряхтением и громким плачем, что позволяет родителям понять, что нужно что-то сделать.
Ребёнок в первые недели жизни часто непроизвольно вскидывает ручки и ножки - не стоит этого пугаться: он только родился и учится жить вне маминого живота. Большое пространство вокруг его беспокоит: именно поэтому многие дети лучше спят, когда их пеленают.
Большую часть времени новорожденный проводит во сне: маленькие детки могут спать до 20 часов в сутки. Груднички постоянно прикладываются к груди: так они удовлетворяют сосательный рефлекс, успокаиваются, питаются (поэтому важно кормить ребёнка не по расписанию, а по требованию ).
Что умеет ребенок в 1 месяц жизни?
- Он реагирует на громкие звуки: вздрагивает или плачет.
- Улыбается (пока неосознанно).
- Начинает поднимать голову и удерживать ее несколько секунд, если положить ребёнка на животик.
- Наблюдает за неподвижными и двигающимися предметами.
- "Агукает"
Особенности первого месяца жизни.
Крепкий сон.
Ребенок спит много, не реагируя на шум вокруг него, однако часто просыпается "перекусить".
Гипертонус мышц.
Первый месяц новорожденный находится в "позе лягушки" с прижатыми к телу согнутыми конечностями. Это нормально, ведь целых 9 месяцев ребёнок находился в подобной позе в животе у мамы. Гипертонус проходит к 1-2 месяцам.
Срыгивания.
Из-за недостаточно развитой на момент рождения пищеварительной системы, в частности, клапанов пищевода, новорожденные часто срыгивают после кормления.
Как избежать срыгивания?
Специалисты по грудному вскармливанию не советуют "носить столбиком" малыша после кормления (как рекомендуют педиатры), а просто стараться не перекармливать ребенка и ограничить его подвижность сразу после кормления.
Срыгивания у новорожденных считаются физиологичным явлением, но объём их должен быть совсем небольшим (примерно чайная ложка). А вот после 6 месяцев допустимо 1-2 раза в день; после года ребенок срыгивать не должен.
Колики.
В конце 3-4 недели жизни, кроху начинают беспокоить колики. Они появляются в связи с "незрелостью" кишечника (то есть неподготовленностью желудочно-кишечного тракта к пище, пусть даже это грудное молоко: ведь в утробе малыш получал совсем другое питание!).
Доказано, что колики не зависят от питания кормящей мамы, и при этом явлении лекарственные препараты - малоэффективные помощники. Это явление самостоятельно прекращается к 3-4 месяцу жизни грудничка.
Новорожденный ребёнок: игры с малышом.
Казалось бы, первый месяц ребёнок совершенно неактивен. Он не фиксирует взгляд на лицах и предметах, не смеется, не улыбается...Но это не означает, что с ним не нужно заниматься: чем раньше вы начнете играть с крохой, тем быстрее он будет отвечать вам взаимностью.
Как развивать ребёнка с первых дней жизни?
1. Постоянно разговаривайте с ним.
2. Пойте песенки.
Дети любят ритмичное звучание на высоких частотах - это их успокаивает, они вслушиваются в приятный голос.
3. Показывайте картинки.
Сначала это должны быть черно-белые простые рисунки, потом можно добавить красно-жёлтые оттенки. На расстоянии 25-30 см от глаз малыша разместите картинку, показывая сначала в статике, а затем медленно передвигая ее. Через некоторое время кроха запомнит рисунок и будет его узнавать.
4. К концу первого месяца жизни можно повесить над кроваткой мобиль.
Он должен быть не слишком сложным: 2-3 подвешенные игрушки - достаточно для такого маленького человечка. Расположите мобиль на расстоянии 60-70 см от лица ребёнка и немного впереди него, чтобы взгляд не фокусировался прямо (иначе может развиться косоглазие).
5. Гримасничайте, утрируйте мимику.
Ребенок запоминает движения губ, глаз, выражение лица. Когда что-то ему говорите, четко совершайте движения губами: это поможет ему в будущем быстрее научиться произносить слоги.
Ребёнок: развитие физических данных.
В первый месяц ребёнок практически не двигается: не поворачивает и не поднимает голову, не переворачивается. В этот период жизни важно помочь его телу адаптироваться к окружающему миру, к температурным условиям окружающей среды, новым тактильным ощущениям.- Делайте лёгкий массаж пальчиков рук и ног: поглаживайте их, разминайте.
- Гладьте спинку и животик младенца: это успокаивает малыша, расслабляет мышцы, а массаж живота улучшает перистальтику кишечника.
- Делайте несложные упражнения, обязательно с утра (главное, чтобы после приёма пищи прошло около часа).
- Это могут быть разведение и сведение рук, сгибание ног в бедрах и коленях. Конечно, лучше, если такую зарядку вам покажет врач ЛФК с учётом данных именно вашего малыша.
- Чаще выкладывайте ребенка на живот:
- Это стимулирует его учиться держать голову
- Укрепляет мышцы спины
- Способствует лучшему отхождению газов и облегчает колики
- Успокаивает грудничка.
5. Кроме того, каждый день обязательно нужно гулять с ребёнком не менее 1-2 часов.
После выписки из родильного дома спустя неделю и после осмотра педиатра на дому начинать гулять надо с 15-20 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность прогулки. Не рекомендуется находиться с новорожденным на улице при температуре -10 °С и выше 30 °С, лучше заменить такие прогулки комфортным отдыхом на прохладном балконе.
О том, как происходит развитие ребенка в 2 месяца, .Подведем итог.
За первый месяц жизни новорожденный делает огромный шаг в развитии: от него зависит во многом то, как будет малыш развиваться в будущем. А родителям остаётся только набраться терпения и сил и помогать крохе расти умным и здоровым ребенком.