Елена Попугина
Занятие для подростков «Я и моя семья»
Целевая аудитория : несовершеннолетние 12-18 лет.
Форма и методы работы : беседа-диалог, работа в группах, индивидуальная работа; словестно-наглядный, игровой, объяснительно-иллюстрированный.
Методические приемы : рассказ воспитателя, творческие задания, практические задания.
Цель : определение и осмысление понятия «Семья » , формирование понятия «Счастливая семья » , раскрытие роли семьи в жизни человека , осознание ценности семейных отношений.
Задачи : способствовать формированию чувства ответственности и долга перед семьей , развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях, воспитывать доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.
Ожидаемый результат : закрепить понятия «семья » , «счастливая семья » , «семейные ценности» .
Оборудование : карточки домики, карточки с заданиями.
План :
1. Мотивация для деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Работа над темой.
4. Момент релаксации.
5. 5. Рефлексия.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Упражнение – приветствие : «Я рад общению с тобой»
Подайте рядом стоящему человеку со словами «я рад общению с тобой» и так по цепочке с теми же словами. Все берутся за руки, образуется круг – это символ сплочения, энергии творчества.
Воспитатель : почему они объединены в одну группу? (потому что они о семье ) .
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
(мы будем говорить о семье ) .
Я не случайно выбрала эту тему. Вы скоро станете совсем взрослыми, и каждый из вас создаст свою семью . Мне очень хочется, чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семья была дружной и счастливой.
Ребята, а как вы понимаете слово «семья » ?
(ответы детей) .
Молодцы ребята, из сказанных вами слов можно дать определение – Семья – это группа живущих вместе родственников.
А давайте теперь с вами попробуем построить дом для счастливой семьи .
С чего начинается строительство дома? (с фундамента) .
Перед вами набор «кирпичей» . Прочитайте слова, написанные на них, и выберите те, которые нужны для прочного фундамента в семейных отношениях.
Как вы считаете, у нас получился крепкий фундамент? (ответы детей) .
Дом, в стенах которого должно царить взаимопонимание, для этого нужно выполнять «правила жизни» , которые ведут к пониманию друг друга.
Игровое упражнение : «Сундучок семейных ценностей» .
Я из сундучка положила вам на стол карточки, в них записаны «правила семейных ценностей» . Выберите те, которые считаете правильными.
Как вы считаете, эти правила являются семейными ценностями? Или настоящие ценности – это брошки и сережки? (ответы детей) .
Возведены стены, как вы думаете, крепко он будет стоять? (ответы детей) .
Конкурс «Сердечко»
Перед вами лежат сердечки. Напишите слова, с которыми вы будете обращаться к окружающим в вашем доме.
Ребята, что нам осталось построить? (крышу) .
Предлагаю провести интервью.
БЛИЦ – ИНТЕРВЬЮ.
1. Мое самое большое желание…. (ответы детей) .
2. В моей семье исключено… . (ответы детей) .
С такими желаниями и стремлениями у вас все получится.
Как вы думаете, что может мешать счастью в семье ? (ответы детей) .
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча серебристого
Публикации по теме:
Мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Моя семья - моя радость»
"Моя семья – моя радость" Цель: воспитывать чувство уважения к родным и близким. Вступлением к мероприятию служит сказка Л. Жарикова «Дуб.Комплексное занятие по познавательному развитию для детей разновозрастной группы «Моя семья» Составление творческого рассказа о своей семье. Цель: 1. Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать.
Открытое занятие во второй младшей группе «Моя семья» ткрытое занятие во второй младшей группе. Тема: Моя семья (минем гаилм) Цели: 1. Формировать представление о семье и ее членах,.
Открытое занятие «Моя семья» для детей логопедической группы 5–6 лет Непосредственно-образовательная деятельность по социально - коммуникативному развитию в старшей логопедической группе № 5 «Сказка» МБДОУ.
Тематическая неделя «Мой дом - моя семья» «Моя семья» (конспект НОД в младшей группе) Цель: познакомить с понятием семья Задачи: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;.
Занятие для подростков «Развиваем свои способности» Цель: помочь воспитанникам определиться в своих интересах, желаниях, стремлениях, профессиональных предпочтениях, убедить их в том, что.
Беседа с детьми 4-5 лет по теме "Моя семья"
Лайкам Ольга Васильевна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР Детский сад №121 г.Калининград
Описание работы: Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме "Моя семья"
Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.
Задачи:
- учить отвечать на вопросы предложением;
- упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях;
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье,чувство любви и уважения к членам своей семьи.
Материал: семейные фотографии детей и воспитателя.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр "Моя семья", "Кто живет в семье";
чтение и рассказывание сказок "Три медведя","Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят";разучивание стихотворения М.Шварца"Семья"; сюжетно-ролевые игры: "Дом", "Семья"; дидактические игры "Чьи детки","Поможем маме".
Ход беседы:
Воспитатель:-Ребята, попробуйте отгадать загадки и вы узнаете,о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо: -
Всех милее наша...мама.
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно...папа.
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... бабушка.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый...дед.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... семья.
Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.
-Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Дети:
Семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель:
Правильно.Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят,уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель:
Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье? Но сначала я хочу вам рассказать о моей семье,послушайте. (Выставляю фотографию на доску). На этой фотографии изображена моя семья.Моя семья маленькая.Здесь мои самые близкие родственники это- мой муж Юрий и наш сын Лев.Мы всей семьей любим на выходные ездить отдыхать на море,там мы загораем, купаемся. Я очень люблю свою семью.
А теперь, давайте послушаем ваши рассказы о своей семье.
(Желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Воспитатель хвалит ребят за интересные рассказы,при затруднении помогает наводящими вопросами,обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи веселые, улыбаются, значит любят друг друга).
Воспитатель:
Молодцы,хорошие получились рассказы,но не все ребята смогли рассказать,а мне хочется услышать от всех, какая у вас семья.Предлагаю поиграть в игру,которая так и называется "Какая у вас семья?"(игра проводится с мячом).
Дети встают по кругу, в центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и спрашивает:-Какая у вас семья? Ребенок, поймавший мяч, должен ответить подбирая прилагательное.
(большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастлива)
Если дети затрудняются подобрать прилагательное,применяю метод прямой подсказки, например: -А если у вас в семье много людей....большая; -А если у вас все живут дружно....дружная; -А если в семье все друг о друге заботятся...заботливая.
Воспитатель:
Молодцы,вижу, замечательные у вас семьи.А еще мне хочется узнать,кто чем занят в вашей семье.Давайте поиграем в игру "Кто, что делает в нашей семье?"(игру можно проводить с мячом,можно заменить на флажок).
Воспитатель задает вопрос,например:-Что делает мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?) Дети подбирают глагол (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги,проверяет уроки,
ходит в магазин за покупками,учит уроки, ухаживает за цветами, вытирает пыль, играет, читает, мастерит...)
Воспитатель:
Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье.Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.
Воспитатель:
Ребята, давайте сейчас пройдем в нашу художественную мастерскую и каждый из вас нарисует свою семью, а вечером вы подарите свои рисунки родителям.
Дети садятся за столы и под легкую музыку создают портреты своей семьи.(для закрепления материала рисование можно провести в другое время или на следующий день)
Задачи занятий:
- закреплять полученные первичные представления о семье, её составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сёстры, дядя, тётя и др.);
- родственных отношениях (муж, жена, сын, дочь, брат, сестра, внучка, внук, дедушка, бабушка);
- закреплять представления о составе своей семьи, именах её членов, семейных традициях, праздниках, увлечениях и отдыхе членов семьи, способах проявления заботы друг о друге в семье; о своей принадлежности к её членам;
- формировать представления об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка (мама наводит порядок, готовит, стирает и т.д.; папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, выполняет всю тяжелую физическую работу; дети поливают цветы, вытирают пыль, поддерживают порядок в своей комнате, помогают накрыть на стол, убрать посуду со стола и т.д.);
- развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, сопереживания с ними, стремления позаботиться о маме и о других членах семьи;
- воспитывать любовь к родителям, привязанность к семье, желание радовать близких;
- стимулировать у детей желание к совместной деятельности с разными членами семьи; , благодарить за услугу и т.д.
Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Моя семья».
Цель: уточнение представлений детей о составе семьи.
Вопросы к беседе:
— С кем ты живёшь?
— Как зовут твою маму, твоего папу, твою бабушку, твоего дедушку?
— Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше тебя или младше? Ты знаешь, сколько им лет?
— Давай посчитаем, сколько человек в твоей семье.
Индивидуальные беседы с детьми о членах семьи.
Цель: закрепление знаний детей об именах членов семьи, представлений об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка, увлечениях и отдыхе членов семьи.
Вопросы к беседе:
— Как зовут твою маму, твоего папу?
— Что мама (папа) делают по дому?
— Как ты помогаешь родителям?
— Чем любят заниматься в свободное время твои родители?
Интегрированное занятие «Моя семья»
Задачи: учить называть всех членов семьи; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям; развивать умение рассуждать, делать выводы.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор с фотографиями семей детей, микрофон, корзинка, бумага, карандаши.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографию или картинку с изображением семьи.
— Кто здесь изображён?
— Как можно назвать одним словом тех, кто здесь изображён? (Семья, родные, родственники).
— У каждого из вас есть своя семья. Расскажите, с кем вы живёте?
На экране демонстрируются слайды с изображением семей воспитанников. Дети называют членов своей семьи (Это моя мама, её зовут… (полное имя), моего папу зовут… (полное имя) и т.д.)
— Ребята, вам нравится, когда рядом с вами родители? Почему?
— Как вы думаете, взрослым нравится, что рядом с ними дети? Почему?
Как хорошо, что у всех вас есть семья. Люди в семье любят друг друга. Когда все вместе, когда мама и папа рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье. Родителей радует то, что их дети подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. Дети радуются, что родители заботятся о них, защищают, играют с ними.
Свою любовь к близким людям мы можем выразить словами, ласковыми, нежными обращениями.
Рисование на тему «Я и моя семья»
Организация выставки детских работ.
Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Мой дом»
Цель: закрепление представлений детей о родном доме, формирование любви и бережного отношения к нему.
Вопросы к беседе:
— Зачем человеку нужен дом? (Место проживания семьи, укрытие от непогоды, защита от злых, нехороших людей, место отдыха, занятия любимыми делами.)
— Нравится ли вам быть дома? Почему?
Подытоживая ответы детей, воспитатель подчёркивает:
— У каждого человека есть родной дом, где он живёт, где его всегда ждут и любят. Где бы человек ни был, как бы хорошо не было в гостях, в других местах, он всегда стремится домой.
— Что нужно делать для того, чтобы в родном доме был порядок, уют?
Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Барто «Дома».
— Расскажите о своём доме (квартире), какой он: где расположен, сколько в нем комнат, какое ваше самое любимое место в доме?
— Почему вы любите свой дом?
— Почему говорят: в гостях хорошо, а дома лучше?
— Как вы понимаете выражение: дома и стены помогают?
Работа с родителями.
Индивидуальные беседы с родителями о том, чтобы они рассказали детям об истории своей семьи, знакомстве с супругом (супругой), показали свадебные фотографии, рассказали традициях своей семьи (семейные праздники, совместный отдых, посещение кафе, зоопарка, цирка, выезд на дачу и т.д.).
Занятие «Наша дружная семья»
Задачи: уточнять и обобщать знания о семье, её составе; формировать представление о родственных связях, семейном этикете, установку на создание семьи в будущем, воспитание детей; воспитывать привязанность к семье, любовь к родителям, желание помогать им.
Материал: геометрические фигуры (круги, треугольники) разных размеров, семейные фотографии детей.
Игра «Составь семью»
Детям предлагается с помощью геометрических фигур изобразить свою семью. Мальчиков и девочек изображают с помощью маленьких треугольников и кругов. Большими геометрическими фигурами изображают взрослых членов семьи. Детям предлагается подумать, как при этом можно изобразить бабушек и дедушек (с этой целью можно предложить дополнительные детали).
— Скоро вы подрастёте, пойдёте в школу, потом будете учиться в институте, выберете любимую профессию. У вас будет семья, дети. Давайте помечтаем. Какая у вас будет семья? Сколько в ней будет детей? Вы будете относиться к своим детям также, как относятся к вам родители, или по-другому?
Дети с помощью геометрических фигур изображают свою будущую семью. У детей на столах семейные фотографии. Воспитатель предлагает ответить на вопросы:
— Кто ты для своей мамы (папы, дедушки, бабушки)?
— У тебя есть брат (сестра)? А у него (неё) есть брат? Кем тебе приходится его (её) мама?
— Как зовут твою бабушку? Чья она мама? Ты ей кем приходишься? А кому ты ещё внук?
— Может ли быть в семье две мамы? Две дочки?
Игра-упражнение «Закончи предложение»
«Я люблю свою маму потому, что…»
«У меня есть бабушка. Я хочу ей пожелать…»
«Моя сестричка очень…»
«Мой папа самый…»
«Мама огорчается, когда…»
«Папа обрадовался из-за…»
Ребята, понравилось ли вам занятие? Чем?
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Задачи: побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, общение между членами семьи (мама ухаживает за маленькими детьми (куклами), кормит их, укладывает спать, готовит еду и т.д., папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, готовить, гуляет с детьми); обогащать игры новыми сюжетами, способствовать появлению интересных замыслов (предложить детям отметить день рождения мамы; поехать всей семьёй в зоопарк).
Общение. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.
Цель: обучение определению эмоциональных состояний изображённых на фотографиях людей, связыванию их настроения с определёнными событиями в жизни семьи.
Определить по картинкам:
— Почему радуется мама?
— Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь?
— Почему плачет младшая сестрёнка?
Художественно-речевая деятельность. Разыгрывание ситуации «Звонок бабушке»
Цель: обучение детей проявлять заботу и внимание по отношению к родственникам, воспитывать культуру общения с близкими людьми.
В данной ситуации воспитатель берёт на себя роль бабушки и разговаривает по телефону с ребёнком. Обращает внимание детей на необходимость вежливо поздороваться, назвать себя, поинтересоваться самочувствием бабушки, её делами, рассказать о своих занятиях, играх, друзьях, вежливо попрощаться. Посоветовать детям звонить бабушке чаще, навещать, чтобы она чувствовала заботу о себе.
Работа с родителями.
Предложить родителям выучить с детьми стихи о маме, бабушке, папе и других членах семьи.
Общение. «Поговорим с близкими людьми»
Цель: формирование стремления заботиться о маме и о других членах семьи; воспитание любви к родителям, желания радовать близких.
Вопросы к детям:
— Кого мы называем родными, близкими людьми?
— Как вы заботитесь о своей маме? Папе?
— Как помогаете бабушке? Дедушке?
— Чем вы можете порадовать своих близких людей?
Воспитатель предлагает детям поздравить с днём рождения близкого человека, подарить рисунки, рассказать о любимых игрушках, о своих занятиях в детском саду, пригласить на детский концерт.
Общение. «Рассказы детей о том, как они с родными провели выходной день»
Цель: развитие у детей стремления к совместной деятельности с разными членами семьи.
Рассказы детей о том, где они с родными были в выходной день: «Мы в зоопарке», «Мы в театре», «Мы в парке», «Мы в цирке» и т.д. с просмотром семейных видеороликов.
Итоги проведения занятий по теме «Семья».
- Дети узнают, что такое семья, знают членов своей семьи, их имена, занятия и взаимоотношения, семейные праздники и традиции (совместный отдых, походы в зоопарк, цирк, кафе). Имеют представление о родственных связях (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра).
- Понимают, что у остальных детей тоже есть семья, что родители и дети любят и проявляют заботу друг о друге.
- Проявляют любовь к родителям, интересуются событиями в семье.
Оксана Писанова
Беседа «Моя семья - радость»
Тематическая беседа «Моя семья- радость »
Цель : формировать у детей представление о семье и своём месте в ней .
Задачи :
Учить детей называть членов своей семьи ; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга;
Понимать роль взрослого и ребёнка в семье ;
Вызывать у ребёнка гордость за свою семью .
1 часть. Вводная
Воспитатель (показывает детям трафареты домиков) . Ребята, что это такое?
Дети. Домики.
Воспитатель. Хотите в таком домике жить?
Воспитатель. Выберете себе домик, который вам понравился, и нарисуйте в нём себя.
Дети выполняют задание.
2 часть. Информационная
Воспитатель. Хорошо вам в вашем домике?
Воспитатель. А не скучно в нём жить одному?
Дети. Скучно.
Воспитатель. Ребята, а кто вас утром будит, чтобы в детский сад не опоздать?
Дети называют маму, папу, бабушку и т. д.
А вы маму свою любите?
Воспитатель. А за что вы любите маму?
Дети (перечисляют) . Покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.
Воспитатель. Значит, мама у вас какая?
Дети (перечисляют) . Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая.
Воспитатель. А вы хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике?
Дети «селят» маму в домике. Радуются.
Воспитатель. Ребята, а кто в вашей семье водит машину ?
Дети. Папа.
Воспитатель. А вы папу своего любите?
Воспитатель. А за что вы папу любите? Что он делает хорошего?
Дети (перечисляют) . Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол.
Воспитатель. Значит, папа у вас какой?
Дети (перечисляют) Хороший, умный, добрый, сильный, спортивный.
Воспитатель. Хотите поселить папу в своём домике?
Дети «селят» папу в домик.
Воспитатель. Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите их поселить в свой домик?
Дети «селят» в домик братьев, сестёр, если таковые есть в семье .
Ребята, а кого в семье живёт бабушка ?
Дети отвечают.
А бабушку вы любите?
Воспитатель. За что?
Дети (перечисляют) . Она добрая, гуляет с нами, забирает из садика, покупает мороженое.
Воспитатель. И бабушку поселите в свой дом?
Воспитатель. А дедушку вы тоже любите? Тогда и дедушку давайте поселим в свой домик.
Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас есть семья !
Физкультминутка
Воспитатель. Какое время года сейчас на дворе?
Дети. Зима.
Воспитатель. А чем вы любите заниматься с мамой и папой на улице?
Дети отвечают.
А снеговика вы лепили?
Воспитатель. Давайте, мы с вами слепим снежную бабу!
Сегодня из мокрого снежного кома
Мы снежную бабу лепили у дома
Стоит эта баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдёт.
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка всё лает : «Чужой во дворе!»
3 часть. Проблемная.
Воспитатель. Ребята, а вас любят в семье ?
Воспитатель. Как вы догадались, что вас любят?
Дети. Нас целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют.
Воспитатель. Ребята, а за что вас любят в семье ?
Дети. Кушаем хорошо, слушаемся, маму и папу любим, помогаем маме и папе, игрушки убираем.
Воспитатель. Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье : слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых : маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестрёнок – всю свою семью . Как хорошо, когда у человека есть дружная семья !
А если в семье заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир , дружба и любовь.
4 часть. Стимулирование детских вопросов
Семья Аристовых предлагает посмотреть свой семейный альбом, где фотографии Варвары, мамы, папы, и брата. Дети задают вопросы.
5 часть. Символизация.
Воспитатель. У наших пальчиков, посмотрите, дружная семья . Давайте поиграем с семьёй пальчиков .
Пальчиковая игра «Семья »
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья .
6 часть. Итог занятия.
Ребята, что мы с вами сейчас делали? Что вам понравилось?
Все свои работы вы можете забрать домой и показать своим родителям.
Экологический КВН для детей 5 - 6 лет «Знатоки природы»
Цель : формировать познавательный интерес дошкольников с общим недоразвитием речи к миру природы.
Задачи :
Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений;
Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам, соперникам;
Закреплять навык отвечать полным ответом, следить за правильным произношением
звуков, активизировать словарь.
Предварительная работа :
Рассматривание иллюстраций о природе : «Дикие животные» , «Домашние животные» , «Времена года» , «Перелётные птицы» .
Чтение художественной литературы : И. Винокуров «Кто как зимует» ; М. Пришвин «Этажи леса» ; Н. Сладков «Птичьи столовые» ; И. Бунин «Метель» ; Е. Благинина «Рябина» ; С. Михалков «Прогулка» ; В. Бианки «Лесные домишки» ; Э. Успенский «Проказы старухи зимы» ; В. Чарушин «Что за зверь» ; пословицы.
Экологические беседы «Как помочь птицам зимой» ; «Живые ли деревья зимой» ; «Мой домашний любимец» ; «Как живётся диким животным в лесу» ; «Кто в лесу «вредный» , а кто «полезный» ?»; «Природа и человек» ; «Правила друзей леса» .
Оборудование : песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильный ответ.
Ход КВНа.
1. Воспитатель читает стихотворение :
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
2. Сообщение темы КВНа.
Тема нашего КВНа «Знатоки природы» .
Мы с вами сегодня совершим путешествие в мир природы, наш КВН выявит, кто из команд лучший знаток природы, и заслуживает звание самой дружной, весёлой и находчивой.
Мы начинаем КВН! Для того чтобы начать игру, нужно разделиться на команды. У меня в мешочке фишки двух цветов : красные и зелёные. Вы берете каждый по одной фишке, кто вытянул красную фишку, образуют команду «Ёлочка» , кто вытянул зелёную – «Грибок» . Выберите себе капитана.
Команды определены, теперь разрешите представить жюри : это родители нашей группы они будут оценивать, ответы и каждой команде, будут выставляться баллы.
Объявляю о начале игры!
1 конкурс – разминка «Договори пословицу» .
Без труда не вынешь рыбку из …. (пруда) .
Слово не воробей, вылетит…. (не поймаешь) .
За двумя зайцами погонишься, ни одного…. (не поймаешь) .
Знает кошка, чьё мясо…. (съела) .
2 конкурс «Подбери слово»
Вам нужно подобрать слова с противоположным значением.
Лес может быть густым, а может быть и…. (редким)
Волк- зверь большой, а ёж…. (маленький)
Весна бывает ранняя, а бывает…. (поздняя)
Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины…. (горькие) .
Январь год начинает, а декабрь…. (кончает)
Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т. е…. (вьюга,пурга) .
3 конкурс «Собери и расскажи»
Как вы думаете, природа зависит от человека?
Дети : Да, мы можем её защитить.
Посадим маленькие деревца, чтобы они очищали воздух.
Кормим зимой птиц, делаем им кормушки.
Летом высаживаем цветы для красоты и. т. д.
Дети : На отдыхе не оставлять мусор.
Нельзя рубить деревья.
Нельзя охотиться на животных.
Рвать цветы охапками и. т. д.
Вам нужно собрать картинку и рассказать, о ней.
4 конкурс «Загадки»
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
Маленькие ножки, боится кошки, живёт в норке, любит корки. (Мышь)
Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает. (Зимой)
На потолке, в уголке висит сито, не руками свито. (Паутина)
Вьётся верёвка, на конце головка. (Змея)
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной)
У стеклянных берегов не бывает рыбаков. (Аквариум)
5 конкурс «Что сначала, что потом» .
Команды должны расставить цифры под картинками (произрастание растений) .
Игровая пауза.
6 конкурс «Нарисуй закрытыми глазами животное»
Команда «Ёлочка» рисуют – кошку.
Команда «Грибок» – лису.
7 конкурс «Блиц» - «Занимательные вопросы» .
Для команды «Ёлочка» .
У кого из животных есть иголки? (Ёж, ехидна)
Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, барсук, ёж)
Чем выделяется берёза среди других деревьев? (Цветом ствола)
Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
Для команды «Грибок» .
Кого называют шатуном? (Медведь) .
У какого домашнего животного есть рога и копыта? (Бык, корова, коза, баран, овца,
Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осёл)
Птица, в которую превратился «гадкий утёнок» ? (Лебедь)
8 конкурс «Живые картинки»
Воспитатель : Сейчас нашим командам предстоит выполнить ещё одно интересное задание. Надо «оживить» некоторые из этих картинок, без слов при помощи движений. Это будет загадка- пантомима для команды соперников. Капитаны команд вытягивают по две картинки. Жюри оценивают не только правильность ответов, но и остроумность, точность пантомимы.
Команда «Ёлочка» : медведь, волк.
Команда «Грибок» заяц, ёжик.
Итог :
Ну, вот и подходит к завершению наша игра.
Воспитатель читает стихотворение :
Не привыкайте к чудесам! Прикладывайтесь к родникам -
Дивитесь им, дивитесь! Ничто не повторится!
Не привыкайте к небесам! За мигом миг, за часом час
Глазами к ним тянитесь! Впадайте в удивленье.
Приглядывайтесь к облакам, Всё будет так и всё не так
Присматривайтесь к птицам, Через одно мгновенье!
Попросим жюри объявить результаты.
Давайте все вместе порадуемся за наших победителей, крикнем им «УРА!»
Вы поняли, что для того чтобы победить, нужно быть дружными, умными и наблюдательными.
А теперь перейдём к самому приятному – награждению.
Беседа на тему: «Семья глазами детей»
Цель: Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.
Задачи:
Образовательные : Учить правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья».
Развивающие : Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитательные : воспитывать любовь и уважение к своим родным;
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация».
Материал и оборудование : письмо с загадками, отдельные картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, картинка «домик».
Ход:
Организационный момент.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Воспитатель: Ребята, почтальон Печкин прислал письмо. Давайте посмотрим, что в нем.
(воспитатель открывает письмо.)
Беседа. Загадки о членах семьи.
Воспитатель : Что же это за письмо, давайте посмотрим. Да тут загадки, ребята. Вот послушайте:
Кто стирает, варит, шьет
На работе устает
Просыпается так рано?
Лишь заботливая ….
Дети: мама.
Воспитатель : Молодцы ребята, правильно .
(воспитатель достает картинку мамы и вставляет в панно домик).
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как зовут вашу маму?
– Как мама называет тебя ласково?
-– Кто ты для мамы?
– А в чем вы помогаете маме по дому?
Дети: ответы.
Воспитатель: Замечательно. Еще одна загадка:
Кто научит гвоздь забить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете ребята
Это наш любимый …
Дети: папа.
Воспитатель : Правильно, хорошо
(воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как зовут твоего папу?
– Кто ты для папы?
– Какой он папа?
Дети: ответы.
Игра «Радость или огорчение»
Воспитатель
:
Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А как вы заботитесь о своих близких? О маме? О папе? Ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.
Почтальон Печкин прислал нам кружки: красные и синие. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (синий)? Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
Вы съели на завтрак всю кашу;
Разбросали по комнате все игрушки;
Помогли маме мыть посуду;
Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
Порвали новую книжку;
Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Воспитатель : Молодцы. Хорошо давайте следующую загадку:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша …
Дети : бабушка.
Воспитатель : Молодцы, конечно…
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как зовут бабушку?
– Кто ты для бабушки?
– Что умет делать бабушка?
– Что вы любите делать вместе?
Дети : ответы.
Воспитатель : Молодцы, следующая загадка:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед – Мой родной, любимый….
Дети : дед.
Воспитатель : молодцы ребятки, правильно.
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как его зовут?
– А кто ты для него?
– А кто хочет рассказать про своего деда?
Дети : ответы.
Воспитатель : замечательно ребятки, но у меня осталась еще загадка, послушайте:
Кто загадки отгадает
Тот своих родных узнает.
Все родные с кем живете,
Непременно вам друзья,
Вместе вы одна …
Дети : семья.
Воспитатель : А все эти люди вместе называются одним словом – Семья.
А давайте ребята покажем всю семью на ладошках.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – это я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель : ребята посмотрите вот наша семья. Скажите, а кто здесь нарисован.
Дети : семья (перечисляют всех)
Воспитатель : правильно ребятки, а кто, кем приходится? А давайте мы попробуем посчитать, кто живет у нас в квартире!
Ребята бывают еще большие и маленькие семьи. Маленькая семья , это папа, мама и ребенок. Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья.
(Воспитатель просит 2-3 детей вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам.)
Итог занятия . Ребята о чем мы сегодня с вами занимались на занятии? Каких членов семьи вы знаете? Что больше всего вам понравилось на занятии? Почтальон Печкин вам очень благодарен за ваши ответы, которые помогли отгадать загадки о семье.